Весеннее солнце открытой Азии

До Алматы всего 1800км, подумал я в конце апреля и неожиданно для себя собрался в новое путешествие.

Новосибирск - Казахстан - Узбекистан 9000км.
Максим Демчук, май 2018.  

bootstrap table

В прошлом году я только начал ездить на мотоцикле и съездив осенью в поездку по России длинной 10000км даже подумать не мог, что уже весной соберусь в дальний путь. Предполагал, что поезжу сезон куда-то не далеко, в пределах 1000км, на Алтай..


Но вот май. Отпуск есть - весны нет, а в ближайшем Казахстане и солнце и тепло. Срочная подготовка мотоцикла, не без нервов, но главное закончить быстрее сборы и дорога очистит душу.



Первое мая - сажусь на мотоцикл и в путь, на Алтай, Рубцовск границу с Казахстаном.


У нас ещё холодно и дождливо, примерно 10 градусов. Я знаю что потерпеть надо буквально пару дней.


На второй день пересекаю границу и еду в строну Алматы через Семипалатинск, Аягоз. В степях Казахстана сильнейший ветер изо всех сил вдувает в меня дождь при температуре 6-8градусов, а колёса уносин в сторону из под ног. Остановки в каждом попавшемся кафе и много горячего чая. 


В этой поездке я постарался максимально отказаться от поиска информации через телефон, пользования навигатором, изучения всяческих трипэдвайзеров. Как только мы погружаемся в телефон, в интернет, мы отключаемся от внешнего мира, зачем тогда так далеко ехать? Максимальный контакт с миром через общение. Задаёшь вопросы, одному, другому, третьему - получаешь не только разную информацию но и представление об их видинии, особенностях, максимально погружаешься в среду. Формируешь именно своё представление о тех местах где был.


"Путешественник видит то, что он видит. Турист видит то, что он приехал увидеть " Дж.К.Честертон

Алмата

В Алмату въезжаю уже вечером, в самое сумотошное время. Попадаю в безумное движение на дорогах в котором находиться мотоциклисту просто опасно. Созвонился с мотоциклистами и меня уже ждёт Алип на байкпосте "Гайка", очень благодарен этому человеку.

9 мая в Азии

К 9 мая в Казахстане и Узбекистане подготовка идёт даже активней и масштабней чем по крайрей мере в Новосибирске. Проводится масса мероприятий в парках, что я и застал. Ещё километров за 400 до Алматы, по трассе было множество тематических плакатов.

Коктебе - потрясающий вид

Ближе к вечеру, пообщавщись с разными людьми я иду искать дорожку вдоль речки с выходом на серпантин к смотрвой площадке Коктебе. Решаю подняться туда пешком, о чём не пожалел. Там же есть тропинки срезающие асфальтированый серпантин, на которых скрыты свои красоты и виды.

Дорога на юг

Далее мой путь лежал до Шымкента. Это примерно 750 км отличной автомагистрали, на которой можно уснуть. Весь путь идёт вдоль горного хребта отделяющего Казахстан от Киргизии. Становится всё жарче. Сапоги на ветру окончательно высыхают после степных дождей. Не смотря на наличие такого автобана, с заправками надо быть внимательным, проехал 320км на одном баке, докатываюсь до заправки на остатках, которых уже максимум пол литра.

Новый Узбекистан

Сюрприз таможни Узбекистана

Утром предстоял путь на Казахско-Узбекскую границу, про которую я наслышан много ужасов, плюс мне сказали? что в воскресенье обычно много народу. Я уже привык, что в Средней Азии, в том числе из за череды переименований всего сложно что-либо найти по наименованию. Так и с пунктами таможенного пропуска, все знают пункты пропуска Черняевка, Майский, но никто не может объяснить на какие населённые пункты ориентироваться на карте или где это вообще находится.

А на картах вы таких названий просто не найдёте. Проведя многократный опрос ближе к границе, я пришёл к выводу, что мне проще пройти через пункт Черняевка, и что Черняевка это Жибек Жолы.

И вот я на границе. Очень много людей, но они все в основном пешком. Я уже ожидал провести там 4-6 часов, но вот сюрприз 1 - 1,5 часа, никаких деклараций, тщательных осмотров и я на территории Узбекистана. С нового года (январь 2018) всё очень сильно изменилось, границы открыты. Вообще многое изменилось в Узбекистане с приходом нового президента.

О Ташкенте и столицах

Конечно, в столицах вы можете получить максимальный комфорт, ассортимент, разнообразие. И Ташкент выглядит в этом плане достойно, красиво. К сожалению, это напрямую связано с унификацией культур, традиций, кухни. Да, здесь можно посидеть за столиком поесть пасту, европейские блюда, кавказские, тайские и прочие. Но при этом вы с трудом найдёте, казалось бы, типичные дастарханы в чайхоне (кафе), где можно прилечь на матрас и подушки, попивая зелёный чай.

Конечно же, и здесь, в Ташкенте, есть свой колорит. Узбекистан в целом не сильно его потерял, по сравнению, например с соседним Казахстаном, да и многими другими странами, возможно из-за определённой закрытости долгое время. Сейчас Узбекистан становится в значительной степень открытым и, определённо будет всё сильнее происходить унификация культурных ценностей. В ожидании колорита, задерживаться в Ташкенте смысла нет. Тем не менее, интересно отметить развитый ассортимент товаров хорошего качества в продовольственных магазинах, в том числе, ставшие у нас модными бездрожжевые цельнозерновые хлеба.

Путь на Самарканд

В Узбекистане всё относительно рядом и переезды между городами не занимают много времени, что позволяет проехать иногда более длинными путями, ехать не спеша, останавливаться смотреть разные места. В Самарканд я поехал не основной прямой трассой, а через Нурафшон. Насчёт этой дороги мне никто ничего в Ташкенте не смог сказать, и это понятно, все ездят прямой короткой трассой. В Узбекистане с заправками тяжеловато, поэтому конечно в Ташкенте заправляюсь на выезде ещё 92-м бензином, а дальше всю дорогу 80-м.

Ковровый уют

Я уже не помню чтобы ковры на полах, стенах и везде не вызывали у меня чувство иронии. Но в данном месте, я чуть ли ни впервые увидел их гармоничное расположение в интерьере, создание уютного теплого пространства. И сам хостел очень гармоничен, колоритен. Владелец подошёл с душой. Мне захотелось поделиться с ним своими впечатлениями, и он рассказал историю появления данного хостела. Когда он был маленький, его бабушка рассказывала, что у неё был карван-сарай. Он стал постоянно рисовать разные карван-сараи, придумывал, и у него получались очень интересные рисунки, его родители удивлялись. Это сидело у него в голове. А будучи взрослым, он реализовал свои идеи в гостинице-хостеле. И реализовал от души.
В Самарканде я был до этого несколько раз. Надо сказать массовые туристические места меня не очень привлекают и на долго я никогда не задерживался у популярных здесь мест - Регистан, Гур Эмир и тд. Там своя туристическая атмосфера, восстановленные объекты, отношение к приезжим как к источнику денег и тд. Множество мечетей для меня похожи одна ну другую и смотреть их в каждом городе интереса большого не представляет. Поэтому я выхожу на прогулку в поисках настоящей жизни, эмоций, и открываю для себя новую часть Самарканда.

Привет Алмате

Любимые места

Шахрисабс и потерянная кнопка

В попытках сделать очередной кадр на серпантине я обнаруживаю, что на фотоаппарате отсутствует кнопка затвора. Она достаточно хитрая, и просто что-то там нажать пальцами никак нельзя. Фотоаппарат без неё не рабочий. Повезло, что сама кнопка нашлась в сумке. Вместе с кнопкой имеется пружинка. Попытки поставить всё это на место ни к чему не привели. Спускаюсь дальше в Китоб и Шахрисабс. Остановившись в тени деревьев, как обычно ко мне подошли люди поговорить. Немного с ними пообщавшись я рассказываю о проблеме с кнопкой. 

После чего у местных проходит всеобщее совещания на тему кто может помочь. Мы идём к одному человеку, затем со мной вместе едут к другому. Парень - мастер по ремонту различной бытовой техники берётся с этим разобраться. Пружинку поставить так и не получается, но кнопку он поставил, и она работает как и раньше!

От денег за помощь очередной раз отказываются. Мне дают номер телефона и настоятельно просят после заселения в гостиницу позвонить с целью проведения для меня экскурсии.


Пока время позволяет, я еду в направлении гор. На карте я видел горное водохранилище. Дорога красивая и место порадовало.

 Налюбовавшись горными видами я возвращаюсь к Шахрисабс, нахожу гостиницу. Номеров не было, но люди за столом на улице, пообщавшись со мной, сказали что сейчас место для меня найдётся (это были хозяева). Администратор меня отводит в номер, там чьи-то вещи, он их выносит и заселяет меня. Очень приличный номер со всеми удобствами всего за 7$. Звоню человеку, который мне помогал. Ужинаем, общаемся, слушаю подробные истории о Шахрисабсе, гуляя по огромному парку (в населённом пункте с 200тыс населения). Спасибо всем этим людям.

Памятные места, путь на Бухару

Путь в Бухару у меня лежал через город Карши, в котором я очень много раз бывал, работая в Каршинской области. Конечно, я захотел в него заехать. Но он оказался настолько перестроенным, даже центральная часть, что я не нашёл в нём ни одного знакомого места. Нашёл лишь Большой Каршинский канал, в котором раньше и плавал и многократно переходил, искал мосты и тд. Заправил мотоцикл каким-то бензином и поехал в Бухару.

Бухара

Хива. Оазис в пустыне

450км по пустыне при 40 градусах и без надежды на наличие заправок

Это самое длинное расстояние между городами в путешествии по Узбекистану, при этом самый пустынный и жаркий участок. Отсутствие заправок, высушивающий жаркий ветерок приводят меня к скорости движения 80км/ч, полностью застёгнутой экипировке, а после опыта первой сотни километров - к наполнению шлема водой на остановках.

Если в степи Казахстана, в первые дни езды, при 8 градусах, дожде и сильном ветре я мечтал о солнце, то здесь я еду так же наглухо застёгнутый, мечтая о тучах или даже дожде.

Нукус и потаённые тропы

От Хивы до Нукуса не далеко - не больше 150 км и я решил съездить туда и обратно за пол дня. Заранее было понятно, что сам по Себе Нукус интереса особого не представляет, он скорее как дальняя оконечная точка маршрута. Отправляюсь туда, как обычно, не пользуясь навигатором, а спрашивая дорогу по пути. А спрашивать дорогу в Азии - это 10+ различных версий. В итоге судьба вывела меня не на основную трассу, а через.. всё подряд. Сначала не радуешься плохим дорогам, и тут же приходят мысли, что обычно это приводит к самым интересным видам или приключениям. Так и вышло, дорога открыла много интересностей.

Обратный отсчёт

После Нукуса мой курс разворачивается в сторону дома. Ночую ещё ночь в Хиве и на следующий день, вместе с Тооном выезжаем. Он едет до Бухары а я планирую ехать дальше, максимально далеко, возможно сразу до границы, возможно ночью когда не так жарко.

Это прокол

Уже стемнело, проехал город Карши, еду по трассе и чувствую, как мотоцикл слегка мотает. Может быть это срезанный асфальт, чувствую, что проявляется всё сильнее. Останавливаюсь - заднее колесо мягкое, слышно шипение.

Даже в Узбекистане в темное время не так просто остановить кого-либо. Мне нужен для начала насос. Удалось остановить уже пару машин, но насоса у них нет. У следующего опять нет, но узнав откуда я он остаётся и не уезжает пока не находит мне помощь.

Покрутившись рядом с колесом, обнаруживаю, что у меня массивные части мотоцикла - глушители вместе с кронштейнами, к которым крепятся некоторые другие узлы, просто болтаются. С обеих сторон симметрично выкрутились болты.


Я достаю разные ремонтные штуки. Остановившиеся люди сами крепят всё болтающееся на нейлоновые стяжки. Колесо подкачали, нашли дырку. Ремонтный набор у меня есть, но делать это в темноте и на обочине мягко говоря не удобно а совсем недалеко, за холмиком, метрах в 700 есть большая заправка. Все посовещались, в том числе по телефону и сказали, что мне надо накачать колесо и пока оно ещё держит докатить до заправки. Так и сделали.

Заправка.

Моему появлению удивились, заправка свежепостроеная но ещё не функционирует. Объяснил проблему с колесом и с прочими деталями. Совместно починили колесо. Время позднее, надо ночевать, а утром на базар за болтами.

Ребята выделили мне отдельное здание


Весьма комфортное, дали матрасы, подушку. Напоили чаем. Проинструктировали куда утром ехать. Отлично переночевал. Очередной раз путешествие складывается из таких историй о помощи и добрых людях.

Утром я еду на базар. Как раз было воскресенье - время большого базара. Нахожу часть базара с запчастями, там люди сразу же интересуются кто я откуда зачем почему. И дальше мне уже ни о чём практически заботиться не надо. Подобрали что-то более менее подходящее, закрепили, можно ехать дальше.


Пообедав, я уже нацелился на пересечение границы в этот день. Это примерно 700 км пути, достаточно простой трассы, через Самарканд, Трасса на Ташкент. После Карши пошёл дождь. Я остановился одеть под куртку непромокаемою подстёжку и дождевые бахилы. Зашёл в чайхону. Хозяин долго рассматривал экипировку, щупал и восхишлся :)) По-русски не говорил, но видно что желал доброго пути. Дождь зарядил по всему Узбекистану. Сначала я не придал ему значения, т.к. всёравно тепло. Но.. он щёл и в Самаркандской области и в Ташкентской, температура всё снижалась, а он всё не прекращался. Ноги были все мокрые, руки окрасились от промокших перчаток. Так я приехал на таможенный пост в Ялламу, он ближе к Самарканду и таким образом можно миновать Ташкент. Прошёл всё достаточно быстро и без проблем. До Шымкента ещё 200 км и дождь всё продолжался. Стемнело, дождь, мне не видно вообще ничего, цепляюсь взглядом за адекватно едущее авто и еду за огоньками до самого Шымкента.. Хостел, ночёвка.

Вновь на Алмату

Немного эдвенчер (adventure)

Балхаш

Ощущение дома

Карта маршрута

Контакты